Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Глава III

АЗИЯ И СЕВЕРНАЯ АФРИКА В X-XIII вв.

РАСПАД АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА

Начало процессу распада Аббасидского халифата, растянувшемуся почти на полтора столетия, положило правление халифа ал-Мамуна. После победы в войне против ал-Амина (813 г.) ал-Мамун своей политикой привлечения к управлению иранских феодалов положил конец чисто арабскому централизованному государству. Стал набирать силу институт наместничества. Первоначально наместников назначал сам халиф на определенный срок. Наместник обязан был платить в халифскую казну налог, в остальном будучи фактически независимым. С начала IX в. это стало способствовать развитию центробежных тенденций. В силу отдаленности ряда наместничеств от метрополии закреплялась практика наследования поста наместника.

Ранее других сложились полунезависимые эмираты в Северной Африке (Аглабиды, 800-909), в Хорасане (Тахириды, 821-873) и Мавераннахре (Саманиды, 819-1005). Во второй половине IX в. возникло почти самостоятельное наместничество в Египте (Тулуниды, 868-905), возродилось Армянское царство (Багратиды, 886-1045). Этому процессу способствовали этническая обособленность, отсутствие развитых экономических связей между отдельными областями. Военную мощь Халифата подрывали и народные движения. Так, крестьянское восстание под предводительством Бабека, охватившее Южный Азербайджан и Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана, длилось 20 лет (816-837). Выступивший под идеологической оболочкой учения хуррамитов (маздакитов), Бабек не раз разбивал халифское войско. Успехи восставших подтолкнули халифа ал-Мутасима (833-842) на реорганизацию армии. Арабское ополчение, показавшее свою неспособность выполнять функции феодального войска, было заменено гвардией. Ядро ее составляли молодые рабы-гулямы из тюрок, славян и африканцев, воспитанные и обученные при халифском дворе. Частично в гвардию набирали и наемников, большей частью из горцев (в основном, дейлемитов), из которых формировались пешие отряды.

Такая армия, чуждая коренному населению, преданная только халифу, должна была стать действенной силой, способной подавлять как народные восстания, так и мятежи непокорных вассалов. Гвардия выросла до огромных размеров (60 тыс.). Ее военачальники из рабского положения были переведены на положение клиентов (мавали); часто они достигали вершин власти, могущества и богатства. Менее чем за 20 лет эта армия чужаков превратилась в неуправляемую силу, пожиравшую львиную долю доходов государства. Халиф оказался игрушкой в руках гвардейцев. Ал-Мутасим перенес столицу в только что отстроенный город Самарру в тщетной надежде, что сумеет таким образом, убрав гвардию из Багдада, утихомирить багдадское население, восставшее против бесчинств гвардии. Тюрки-гулямы установили свой диктат и в течение 861-870 гг., начиная с убийства халифа ал-Мутаваккила, возвели на престол и свергли четырех аббасидских халифов (ал-Мунтасира, ал-Мустаина, ал-Мутазза и ал-Мухтади).

В 869 г. в Южном Ираке и Хузистане вспыхнуло антихалифатское восстание африканских рабов - зинджей, использовавшихся на самых тяжелых работах. К зинджам примкнуло значительное число местных крестьян и бедуинов. Восставшие объединились под знаменами сформировавшегося к тому времени религиозно-политического течения карматов, проповедовавших идеи социального равенства и справедливости в распределении благ при сохранении рабского труда. Восстание возглавлял арабский вождь Али ибн Мухаммад ал-Баркуи, - приверженец секты хариджитов, политические идеалы которой были близки к карматским, а пик политической активности приходился на VIII в. Движение зинджей было подавлено с большим трудом войсками халифа лишь спустя 14 лет, в 883 г.

Вслед за этим во многих областях Халифата развернулись карматское движение и исмаилитская пропаганда. Тогда исмаилиты и карматы действовали еще единым фронтом. В 890 г. началось мощное восстание карматов в Ираке, подавленное только в 906 г. В 899 г. карматы создали государство-республику в Бахрейне со столицей в г.Лахса (ал-Ахса). Это государство представляло собой свободную общину земледельцев и ремесленников, управлявшуюся коллегиально советом из 6 старейшин и 6 их заместителей. Основной производительной силой государства был труд 30 тыс. рабов (негров и эфиопов). Общинники освобождались от всех налогов. Государственная казна пополнялась за счет военной добычи от набегов. Армия состояла из 20 тыс. ополченцев. Карматское государство просуществовало до конца XI в., но и два-три столетия спустя после его падения идеи карматизма в Бахрейне продолжали оставаться господствующими среди местного населения.

В 900 г. разразилось карматское восстание в Сирии под предводительством Зикравайха. Через два года оно было в основном подавлено, но отдельные очаги сопротивления Халифату сохранялись в этом регионе до конца Х в. Часть участников восстания бежала в Магриб, где на рубеже IХ-Х вв. исмаилитская агитация достигла ощутимых успехов в берберской среде. Исмаилитские силы возглавил Убайдаллах, исмаилитский даи, один из лидеров карматского восстания в Сирии, который первоначально бежал в Египет, затем в Магриб, где руководил восстанием берберов против местной (тунисской) династии Аглабидов (909 г.). Свергнув Аглабидов, берберы провозгласили Убайдаллаха имамом-халифом и махди (мессией). От него берет начало династия фатимидских халифов; провозглашение ее привело к окончательному размежеванию между исмаилитами и карматами.

К середине 40-х годов Х в. от обширной Аббасидской империи не осталось и следа. Халифат охватывал лишь небольшую часть территории Ирака - Багдад и его округу. В 945 г. войска горцев-дейлемитов под руководством шиитской династии Буидов (945-1056), сформировавшейся в 20- 30-е годы Х в., вступили в столицу Аббасидского халифата - Багдад.

Завоевательные интересы Буидов угасли с вступлением в Багдад. В источниках мы не находим материалов, показывающих их взаимоотношения с Фатимидами. Констатация факта, что Буиды-шииты не питали особой вражды к Фатимидам, мало что проясняет в вопросе буидско-фатимидских отношений.

Заняв Багдад, Буиды фактически не ввели каких-либо заметных изменений в социально-политическую структуру Халифата. После недолгих колебаний они решили сохранить аббасидского халифа во главе образованного ими государства, но не как светского государя, а как духовного главу, присвоив себе все права управления страной. Халиф лишился пышного двора и гвардии. Первый буидский правитель, Муизз ад-Даула (945-967), назначил ему содержание в 2 тыс. динаров в год (во времена халифа ал-Мутадида [892-902] на содержание двора только на один день требовалось 7 тыс. динаров). Управленческий аппарат был сокращен Муиззом до минимума. Вместо многочисленных ведомств-диванов был создан один.

Первая же попытка халифа ал-Мустакфи проявить самостоятельность, выразившуюся в аресте одного из шиитских лидеров, стоила ему трона, а затем и жизни. Его преемник, ал-Мути (946-974), и вслед за ним ат-Таи (974-991) в государственные дела не вмешивались. Тем не менее аббасидский халиф, которому Буиды отвели роль только "первосвященника", не утратил полностью политического авторитета. Правда, при первых Буидах, Муизз ад-Дауле, Изз ад-Дауле (967-978) и Адуд ад-Дауле (978-983), он был чисто номинальной фигурой - имя халифа произносилось в хутбе, чеканилось на монетах, он давал инвеституру на правление. Однако начиная со времени правления Самсам ад-Даулы (983-987) в связи с междоусобицей в стане Бундов халиф получил реальные возможности укрепить и увеличить свой политический авторитет.

Хотя Арабский Ирак, а точнее, Багдад с его округой составлял лишь меньшую часть территории государства Бундов, значение его в мусульманском мире не было утрачено. Буиды, среди которых господствовала патримониальная концепция власти, приведшая в конечном счете к дроблению их государства, считали главным правителем в своем клане того, кто правил в Багдаде. В силу этого буидские султаны проявляли заботу о Багдаде, много строили там, вели большие восстановительные работы, поддерживали культурный статус города. Особенно много для Багдада сделал Адуд ад-Даула. В его время в Багдаде было закончено строительство знаменитого госпиталя, названного его именем, возведен "дом науки" - дар ал-илм - с богатым книгохранилищем, оформлен шиитский машхад ал-Казимайн.

Время господства Бундов было беспокойным периодом в истории Багдада. Завоеватели исповедовали шиизм и с первых шагов стали оказывать давление на суннитское население города, поставив в привилегированное положение шиитов, что привело к длительной войне между обоими течениями ислама. Буидские власти, опираясь на огромный контингент карательных сил, состоявший из гвардии султана - шурты и отрядов мауны (рекрутировавшихся преимущественно из багдадцев-тюрок), поначалу успешно подавляли волнения багдадцев. Однако по мере усугубления междоусобицы и ослабления реальной власти буидских правителей массовое недовольство все нарастало, на передний край вышла вооруженная группировка горожан - аййары, которые временами контролировали положение в городе, особенно часто - при последних буидах в первой половине XI в.

К концу правления Баха ад-Даулы (989-1012) во внешнеполитической жизни Ирака и Багдада сложилась качественно новая ситуация. Фатимиды завоевывали все более прочные позиции в ряде областей, прежде признававших сюзеренитет аббасидского халифа. Арабские династии Мазйадитов и Укайлидов, правившие в Центральном Ираке и Мосуле, - вассалы буидских султанов и аббасидских халифов - проводили политику лавирования между Фатимидами и Аббасидами. Они придерживались шиитских убеждений и возглавляли арабские племена асад (Мазйадиты) и амир (Укайлиды). Успехи фатимидской пропаганды привели к тому, что в 1010-11 г. Укайлиды прекратили чтение хутбы на имя Аббасидов, перенеся ее на фатимидского халифа ал-Хакима (996-1021). Баха ад-Даула силой заставил их вернуться под эгиду Аббасидов.

К тому времени изменилось и положение аббасидского халифа. Из пассивного "первосвященника" он превратился в активного религиозного деятеля, возглавлявшего не только суннитскую оппозицию полумиллионного Багдада (ядро которой составляли ханбалиты), ной суннитов всех территорий, признававших его авторитет: Азербайджана, Гургана, Табаристана, Хорасана, Мавераннахра, Афганистана. "Символ веры" халифа ал-Кадира (991-1031) - ал-кадирийа (1018 г.) - утверждал основные положения ханбализма как истинно исламские. Калам, мутазилизм и шиизм были подвергнуты осуждению, поднята на щит традиционалистская исламская доктрина (салаф).

С этого времени халиф начинает вмешиваться в государственную политику, принимать участие в назначении на высшие государственные посты. Он берет на себя роль арбитра в междоусобице наследников Баха ад-Даулы, умело стравливая их друг с другом и используя атрибуты инвеституры (хутба, титулатура) как главные орудия давления.

В последние десятилетия владычества Бундов Багдад выходит из-под контроля султанов и халиф, опираясь на суннитское население города, становится хозяином положения. В это время город охвачен суннито-шиитскими смутами, аййарскими выступлениями и межквартальными распрями.

Последний буидский правитель Ирака, ал-Малик ар-Рахим (1048-1055), безуспешно пытался оказать сопротивление сельджукам, вплотную придвинувшимся к границам Ирака, и в конце декабря 1055 г. войско Великого Сельджука Тугрил-бека вступило с севера в город.

 


29/03/24 - 01:18

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top