Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Некоторые закономерности поведения человека в коллективе в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева

Мичурин В.А.

Опубликовано // Мичурин В.А. Теория этногенеза и будущее России. СПб Гу, СПб, 2008.


(Дипломная работа по специальности ╚государственное и муниципальное управление╩, защищенная в Северо-Западной Академии государственной службы при Президенте РоссийскойФедерации, 1998).

Введение.

Созданная выдающимся русским историком и географом Л.Н.Гумилевым теория этногенеза стала, по своей сути, еще при жизни ученого самостоятельной наукой, входящей в систему наук о человеке.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева имеет ярко выраженный "стыковый" характер. Она создавалась и развивалась как сплав знаний в сферах всемирной истории, географии, биологии и психологии. Теория этногенеза является примером научного эмпирического обобщения (по В.И.Вернадскому), то есть является внутренне непротиворечивым выводом из наблюденной ее автором суммы фактов.

Сделанные Л.Н.Гумилевым выводы имеют принципиальный, можно сказать, мировоззренческий характер и во многом меняют привычные представления о движущих силах мировой истории и сущности коллективного поведения людей.

Было бы неверно считать теорию этногенеза Л.Н.Гумилева совершенным строением, законченным ее автором при его жизни. Многие вопросы, поставленные Л.Н.Гумилевым, имеют лишь достаточно общие ответы и нуждаются в дальнейшей проработке. В особенности это касается вскрытых Л.Н.Гумилевым закономерностей поведения человека в коллективе.

Уже давно в широкий научный и околонаучный обиход вошло слово "пассионарность". Применяется оно различными авторами в основном интуитивно и без ссылок на автора самого понятия. В то же время, трудно отрицать, что изучение истоков и форм проявления человеческой активности (то есть, проблемы пассионарности) имеет для социальной психологии и всего комплекса наук о человеке чрезвычайное значение, причем здесь необходима научная строгость. Другие введенные Л.Н.Гумилевым понятия, такие, как "стереотип поведения ", "комплиментарность", "аттрактивность", менее известны, хотя, на наш взгляд, эти направления начатых Л.Н.Гумилевым исследований не менее важны для науки. Данная работа имеет своей целью внести некоторую ясность в понимание и употребление введенных Л.Н.Гумилевым терминов, применительно к проблемам социальной психологии. (Автор, при этом, отталкивается от проведенной им ранее под руководством самого Л.Н.Гумилева работы в этом направлении.)

Кроме того, распространены предвзятые представление о теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Они характерны, как правило, для людей, плохо знакомых с его трудами, знающих эти труды понаслышке и в пересказе. Одно из таких представлений - мнение о теории этногенеза как об экстравагантной исторической гипотезе, имеющей мало отношения к реальной современной жизни. Сопутствующая цель настоящего исследования - показать беспочвенность такого мнения, доказав актуальность и практическую полезность теории этногенеза.

Настоящая работа является попыткой непосредственного осмысления теории этногенеза Л.Н.Гумилева как основы для исследования в сфере психологии управления. Автор исходит из того, что многие вскрытые и изученные Л.Н.Гумилевым стороны поведения и психики человека необходимо учитывать при решении проблем управления человеческими коллективами. Подтвердив этот тезис, исследование должно завершиться практическими рекомендациями в сфере управления персоналом.

Целью работы является определение подходов к созданию обоснованной концепции подбора и расстановки кадров с учетом положений теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание непротиворечивого терминологического аппарата в рамках исследования. Эта задача имеет первостепенное значение, т.к. введенная Л.Н.Гумилевым терминология является во многом непривычной для специалистов в сфере управления, а общепринятое понимание ряда известных терминов отсутствует.

2. Выделение вскрытых Л.Н.Гумилевым закономерностей в поведении людей, важных для управления персоналом.

3. Изучение пассионарности как психического и поведенческого феномена, а также особенностей поведения людей с различной степенью пассионарности в коллективах.

4. Выделение трех видов стратегии поведения людей в коллективах: пассионарные, гармоничные и субпассионарные стратегии.

5. Классификация организаций, как объектов управления, в рамках подхода теории этногенеза.

6. Рассмотрение различных видов императивов поведения в коллективах в их связи с пассионарностью.

7. Разработка рекомендаций по подбору и расстановке кадров с учетом выработанных критериев.

В соответствии с основной целью и задачами работа подразделяется на введение, пять глав и заключение. В настоящем исследовании использованы ранее изданные работы автора, написанные им под редакцией Л.Н.Гумилева (2), (3).

Глава 1. Пассионарность: понятие и сущность явления. Три типа энергетической конституции человека.

1.1. ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто - иллюзорной) и в способности к сверх напряжению и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко - как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных и идеальных потребностей (прежде всего, потребности в лидерстве) над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития. Мы пользуемся данными терминами в их понимании, принятыми в работе П.В. Симонова и П.М. Ершова "Темперамент, характер, личность" (4).

Пользуясь историко-биографическим методом, Л.Н.Гумилев описал пассионарность как устойчивый, инвариантный для разных эпох и этносов и комплекс поведенческих и психических черт. Если не брать случаи болезни и патологии, все приведенные выше черты пассионариев встречаются в целостной взаимосвязи: так, жертвенность всегда связана со способностью индивида к сверхнапряжениям, а способность к пассионарной индукции (к влиянию на окружающих ) - с общеповеденческой активностью.

В результате мы можем констатировать - пассионарность как потребность и способность изменять окружающую среду (общественную и природную) является самостоятельным поведенческим и психическим феноменом, требующим объяснения (см. ниже).

1.2.. ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ЭНЕРГИЯ - биологическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками как их активность (миграционная, по преобразованию природы, военная, экономическая и т.д.). Эта активность определяется количеством энергии в системе (пассионарным напряжением) - то есть количеством пассионариев различных уровней. Следовательно, пассионарность, описанная как поведенческий феномен, имеет энергетическую природу: способность индивида совершать целенаправленную работу по изменению окружения объясняется повышенным количеством энергии, которую данная особь захватывает (абсорбирует) из окружающей среды. Этот вывод есть следствие из закона сохранения энергии, согласно которому энергия, потребная для совершения той или иной работы, не может появляться ниоткуда. При этом закономерно встает вопрос о форме рассматриваемой энергии, механизме ее абсорбции.

Ответ на этот вопрос был найден Л.Н.Гумилевым в трудах В.И.Вернадского, открывшего и описавшего тот вид энергии, за счет которого живые организмы растут, размножаются и совершают работу всех типов. В.И.Вернадский назвал эту энергию биохимической энергией живого вещества. Распределена эта энергия в биосфере неравномерно, что порождает в животном и растительном мире так называемые "волны жизни", массовые миграции животных. В человеческих же коллективах (этносах) избыток энергии порождает всплески целенаправленной активности, описанные на историческом материале как пассионарные толчки. Выдвигавшиеся часто против Л.Г.Гумилева обвинения в ╚биологизме╩ неосновательны, так как ученый неоднократно подчеркивал, что человек в отличие от животного выдает энергию в виде осмысленных, социально значимых действий.

1.3. ПАССИОНАРНЫЙ ПРИЗНАК - рецессивный генетический признак, передаваемый по наследству и лежащий, согласно гипотезе Л.Н.Гумилева, в основе феномена пассионарности как черты конституции человека. Необходимость привлечь генетику для объяснения причин этнических процессов возникла как следствие ряда эмпирических обобщений:

а) Л.Н.Гумилевым было установлено, что целенаправленная поведенческая активность порождается не воздействием социальной среды, а определенной конституционной чертой человека (а такие черты, как известно, контролируются генетически).

б) Массовое появление на некоторой территории сверхактивных людей, начинающих ломать существующие традиции и создавать новую этническую систему (это явление описано как пассионарный толчок), не находило никаких других объяснений, кроме генетической микромутации. Все традиционные (главным образом социально-экономические) теории объясняли лишь отдельные стороны подобных явлений и оказывались неспособны выявить общую их первопричину.

в) Был обнаружен процесс, определяющий ход любого этногенеза: сначала число пассионариев быстро растет, что сопровождается созданием новых социальных структур и экспансией, затем их число колеблется возле своего предельного уровня, потом наступает резкий спад и выход на определенный, далее плавно снижающийся уровень, пока пассионарные личности не перестают фиксироваться историческими источниками. Кроме того, были отмечены колебания пассионарности с периодом примерно 100 лет в ходе всего этногенеза, а также вытеснения пассионарности на края ареала этнической системы, что соответствует закону вытеснения рецессивных признаков (открытому Н.И.Вавиловым).

Все эти факты и закономерности позволили с достаточной уверенностью говорить о генетическом признаке, контролирующем пассионарность людей, и назвать его пассионарным признаком.

1.4. ПАССИОНАРНАЯ ИНДУКЦИЯ - изменение настроений и поведения людей в присутствии более пассионарных личностей. Пассионариям удается навязывать окружающим свои поведенческие установки, сообщать им повышенную активность и энтузиазм, которые от природы этим людям не присущи. Они начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны, но, как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они приобретают свой природный поведенческий и психический облик. Наиболее заметно явление пассионарной индукции во время войн, когда пассионарным полководцам удается вести за собой войска, состоящие в основном из гармоничных людей. Так, Наполеону и Суворову в Италии удавалось одерживать блестящие победы, но, как только войска оставались без их руководства, успехи сменялись поражениями. Одним полководческим талантом это нельзя объяснить - во время битвы очень важен эффект личного присутствия пассионария, поднимающего войска в атаку (как Наполеон на Аркольском мосту). Следует заметить, что пассионарная индукция не всегда исходит от полководцев - часто ее источником являются рядовые, но пассионарные воины. Пассионарная индукция лежит в основе успехов многих знаменитых ораторов, чьи речи потрясали слушателей или приводили их в неистовство. Однако, при прочтении текстов этих речей они не производят подобного впечатления.

Перечисленные примеры - наиболее яркие проявления пассионарной индукции. В целом же она пронизывает все этнические процессы, будучи основой массовых движений людей, инициаторами которых являются пассионарии, увлекающие за собой менее пассионарных людей. Таковы политические движения, крупные миграции, религиозные ереси и т.д.

На ряде примеров Л.Н.Гумилев пронаблюдал, что пассионарная индукция гораздо сильнее действует на людей той же этнической принадлежности, что и пассионарии - источники индукции. Все это указывает на тот факт, что пассионарная индукция является одним из основных факторов, благодаря которому этнос действует как единое целое.

1.5. ПАССИОНАРИИ (люди энергоизбыточного типа) - люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем этого требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики. Так как Л.Н.Гумилевым на этническом уровне было показано, что массовое изменение поведения людей в сторону повышения их активности является эффектом энергии живого вещества биосферы, то мы можем говорить и о причинах повышенной активности отдельного индивида. При этом следует исходить из того, что психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая , только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.

Другой стороной энергоизбыточной конструкции пассионария является способность активно влиять на поведение и психические состояния окружающих лиц (явление пассионарной индукции).

Л.Н.Гумилевым было сделано историческое описание изменения активности человеческих коллективов по фазам этногенеза, причем, показав, что частота появления таких людей в разные эпохи закономерно связана с общей активностью этнической системы (ее пассионарным напряжением). Проанализировав биографии таких великих деятелей, как Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Ганнибал, Чингисхан, и многих других, Л.Н.Гумилев обнаружил, что всех их объединяет устойчивый комплекс черт, стержнем которого является непреодолимое внутреннее стремление к активной деятельности, изменяющей окружение. Это стремление не диктовалось ни условиями среды, ни материальными благами - наоборот, непомерная активность многих пассионариев вызывала непонимание и осуждение окружающих и часто приводила пассионариев к лишениям и гибели. Более того, истории известны случаи, когда люди жертвовали жизнью ради идеи или общего дела, и не под влиянием минуты, а обдуманно. Все эти факты заставили автора теории выделить пассионарность в качестве отдельного поведенческого импульса, несводимого ни к каким известным биологическим инстинктам или психическим свойствам человека. Описав пассионарность на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном (как поведенческий импульс), Л.Н.Гумилев предложил единственно непротиворечивое объяснение этого феномена - теорию пассионарности как эффекта энергии живого вещества биосферы, описанной В.И.Вернадским. Так как других объяснений данному феномену пока не предложено, мы исходим в наших определениях из этой теории.

1.6. ГАРМОНИЧНЫЕ ЛЮДИ - (особи энергоуравновешенного типа) - люди, производящие столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства). Характеризуются способностью к полноценной адаптации в среде, но не проявляют при этом повышенной целенаправленной активности, характерной для пассионариев. В структуре этноса гармоничные люди играют исключительно важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этническую традицию. Они имеют решающее значение для обеспечения связи уже сложившегося этноса и кормящего ландшафта. Достаточное количество гармоничных людей в составе этноса - залог его внутренней устойчивости, но не активности. Гармоничные люди господствуют в этническом гомеостазе.

Часто при описании исторических процессов Л.Н.Гумилев включал в число гармоничных людей также и пассионариев с низкими степенями пассионарности, выражающимися в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни. Кроме того, в огромном числе случаев гармоничные люди проявляют активность, иногда весьма значительную, находясь под влиянием пассионариев, но не по собственной инициативе (это явление, рассмотренное ранее, называется пассионарной индукцией).

1.7. СУБПАССИОНАРИИ (особи энергодефицитного типа) - люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в природной и социальной среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во всех эпохах и встречаются практически во всех этносах. Их называют ╚бродягами╩, ╚люмпен-пролетариями╩, ╚чернью╩, ╚отбросами общества╩, ╚босяками╩, ╚бомжами╩ и т.д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионария - неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред и ему и окружающим.

Субпассионарии играют в обществе деструктивную роль, увеличивая хаос и почти на производя полезной работы.

1.8. СВЕРХНАПРЯЖЕНИЕ - длительное крайнее напряжение всех сил индивида, необходимое для достижения значимой для него цели и ведущее к изменению окружающей его среды или самого индивида. Понятие сверхнапряжения введено Л.Н.Гумилевым для обозначения особых, крайне напряженных психических состояний, причиной которых у пассионариев является внутренний энергетический импульс. Сверхнапряжение осознается окружающими как аномальное явление, выходящее за рамки обычных человеческих возможностей. Сверхнапряжение необходимо для удовлетворения доминирующей социальной или идеальной потребности, когда все остальные потребности отходят на второй план или вообще игнорируются, причем индивид совершает за относительно краткий промежуток времени значительный объем работы (невыполнимый для обычного гармоничного человека). Конечно, гармоничные люди тоже способны на аномальные усилия. Но такие усилия либо кратковременны, либо вызваны пассионарной индукцией (переход русской армии под командованием Суворова через Альпы). Если же человек способен на свернапряжение вследствие внутренней целевой установки - это является отличительной чертой пассионария.

1.9. ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА БИОХИМИЧЕСКАЯ - свободная энергия, абсорбируемая организмом из окружающей среды. За счет этой энергии живые организмы способны производить работу, расти и размножаться, живое вещество биосферы Земли выступает как активная биологическая сила. Как отмечал академик В.И. Вернадский: "Эта энергия есть активная, действенная, меняющая окружающую организм среду и проявляющая давление, напор в окружающей среде, если можно и нужно, разрушающая препятствия".

Л.Н.Гумилевым было выявлено и описано одно из проявлений биохимической энергии живого вещества - повышенная активность и территориальная экспансия человеческих коллективов (этносов) в определенные эпохи, а также ярко выраженная разница в степени активности людей, не диктуемая социально-экономическими условиями их жизни.

Таким образом, предложенный В.И.Вернадским энергетический взгляд на биосферные процессы послужил основой для нового понимания истории человечества - пассионарной теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

 

Глава 2. Основные понятия теории этногенеза Л.Н.Гумилева, используемые в рамках исследования.

2.1. АДАПТАЦИЯ (в теории этногенеза) - приспособление этноса к этноландшафтной среде, происходящее путем выработки у людей новых поведенческих навыков. Эти навыки закрепляются, передаваясь из поколения в поколение при помощи механизма сигнальной наследственности. В результате у этноса складывается оригинальный стереотип поведения, обеспечивающий, несмотря на изменчивость условий, устойчивость системы , необходимую для ее существования и развития.

2.2. АНТИСИСТЕМА - системная целостность людей с негативным мироощущением, выработавшая общее для своих членов мировоззрение. Все антисистемные идеологии и учения объединяются одной центральной установкой: они отрицают реальный мир в его сложности и многообразии во имя тех или иных абстрактных целей. Вывод из этого двояк: либо подобные учения призывают в корне изменить мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя. И то, и другое на деле дает один результат - небытие. Для антисистемы характерны известная скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь. Среди адептов антисистемы преобладают люди с футуристическим ощущением времени. Антисистема всегда складываются в зонах контакта несовместимых суперэтносов - химерах, в силу чего их идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции.

Распространяются антисистемы иногда далеко за пределы тех контактных зон, где они появляются. Примеры антисистем: гностицизм (офиты, александрийские гностики Василид и Валентин и т.д.; гностики проповедовали, что мир сотворен Демиургом, т.е. крайне несовершенно), манихейство (живший в III в. н.э. Мани учил, что мир состоит из двух стихий: Света и Мрака, причем материальный мир он относил к стихии Мрака), в мусульманском мире - исмаилизм, в Византии и Болгарии - богумильство. К антисистемам относятся также некоторые направления буддизма.

2.3. АТТРАКТИВНОСТЬ (в теории этногенеза) - бескорыстное влечение к истине, красоте и справедливости. Данное понятие является синонимом психологического термина "идеальные потребности", "...Группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в широком смысле ; познания окружающего мира в целом, в его отдельных частях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле... Так называемая эстетическая потребность, побуждающая людей создавать произведения искусства и обращаться к ним, безусловно, относится к данной группе... Потребность познания не является производной от биологических и социальных, хотя, разумеется, вторично связана с ними самым тесным образом. Потребность познания ведет свое происхождение от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии" (4). Выраженность идеальных потребностей значительно варьирует у разных людей, различны и способы их удовлетворения. Так, пассионариев идеальные потребности толкают к творчеству, к активной защите справедливости в их понимании, к проповеди своих взглядов и т.д. Гармоничные люди при наличии у них выраженных идеальных потребностей чаще ограничиваются пассивными формами познания и созерцания. Полное отсутствие идеальных потребностей - патологический случай, хотя крайне слабая их выраженность встречается у людей с любыми степенями пассионарности, чаще всего - у субпассионариев. (Следует заметить, что однозначной связи между аттрактивностью и пассионарностью не прослеживается.)

2.4. ДИНАМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу) - состояние, характеризуемое в целом:

а) повышенной демографической и миграционной активностью, стремлением к расширению территории;

б) изменчивостью стереотипа поведения (каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый ╚конфликт отцов и детей╩);

в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам;

г) сменой общественных императивов поведения;

д) созданием социально-политических институтов;

е) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события.

Динамическое состояние этнической системы порождается наличием в ней особей - пассионариев, появившихся в результате пассионарного толчка и устраняемых из популяции естественным отбором.

2.5. ИМПЕРАТИВ ПОВЕДЕНИЯ - идеальный принцип поведения индивида в этническом коллективе, который диктует ему этот коллектив. Подсознательно воспринимается всеми людьми как негласная норма поведения, выход за пределы которой не позволяет индивиду удовлетворять свои социальные потребности (занимать в коллективе определенное место, пользоваться вниманием и уважением окружающих). Императив поведения является одной из важнейших характеристик фазы этногенеза, так как он определяется уровнем пассионарного напряжения этнической системы, соотношением в составе этноса количеств пассионариев разных уровней, а также субпассионариев. В своих трудах Л.Н.Гумилев дает обобщенные, условные наименования императивов поведения в различных фазах этногенеза в форме "Будь таким-то".

2.6. КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ) - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на "своих" и "чужих". Явление комплиментарности лежит в основе этнического разделения людей, так как появлению любого этноса предшествует образование групп людей (консорций), объединенных взаимной симпатией, позволяющей этим людям поддерживать постоянные тесные взаимоотношения и вырабатывать общую линию поведения.

На уровне этноса и суперэтноса явление комплиментарности проявляется еще более четко: хотя отдельные представители чужого этноса могут вызывать личную симпатию, весь этот этнос ощущается как нечто чуждое. Так как в большинстве случаев браки заключаются исходя из взаимной симпатии будущих супругов, комплиментарность в этнической системе порождает явление эндогамии, служащее важнейшим фактором стабильности любого этноса (вероятность заключения брака с членом своей этнической общности всегда выше, чем с членом другой общности, даже в крайне полиэтничной среде; в противном случае этнос растворится среди других за несколько поколений). При этнических контактах положительная комплиментарность этнических систем может привести их к симбиозу или слиянию с образованием новой целостности, а отрицательная комплиментарность - к химере со всеми негативными последствиями такого контакта. На глубокие психические корни комплиментарности указывает явление ностальгии.

Подобно другим этническим явлениям, комплиментарность предстает перед нами как явление статистическое и вероятностное (то есть на индивидуальном уровне возможны любые случаи и отклонения от закономерности, но при повышении ранга рассматриваемой системы закономерность действует все более четко). Комплиментарность связана с другим этнопсихологическим явлением - ментальностью.

2.7. КОНСОРЦИЯ - комплиментарное объединение небольшой группы людей, связанных, часто эфемерно, единой целью и исторической судьбой. К консорциям относятся "кружки", политические группировки, секты, банды, артели и тому подобные объединения (всегда добровольные, а не искусственно созданные). Роль консорций в этногенезе очень существенна, так как из них вырастают этнические системы более высоких рангов: так, из первых консорций христиан возник Византийский суперэтнос, из консорции образовавшейся на реке Тибр, - Римская империя, из группы соратников Чингисхана - империя монголов. Это, конечно, наиболее яркие примеры, но и в других случаях процесс имеет тот же механизм: прежде чем та или иная этническая целостность является на исторической арене как активная сила, источники фиксируют появление ряда пассионариев, которые сколачивают вокруг себя группы единомышленников (консорции). Особенно активен процесс образования консорций в фазе подъема после пассионарного толчка. Однако в любые исторические периоды большинство консорций распадается еще при жизни их основателей, и лишь немногие вырастают в этнические системы высоких рангов.

2.8. МЕНТАЛЬНОСТЬ - особенности психического склада и мировоззрения людей , входящих в ту или иную этническую целостность. Ментальность предстает перед нами в виде иерархии идей воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, являясь существеннейшей частью этнической традиции. Формируется ментальность в ходе этногенеза (в том числе под влиянием этнических контактов). С повышением ранга рассматриваемой этнической системы ментальность проявляется все более ярко: если на уровне консорции специфика ментальности не всегда заметна, то в суперэтнической целостности она выступает на первый план. Более того, в суперэтносе, где наблюдается разнообразие стереотипов поведения, ментальность является основным консолидирующем фактором. Так, чрезвычайно пестрый Византийский суперэтнос объединяло православие - так же, как и Запад именовавшийся некогда "христианский мир", теперь объединен "цивилизацией" и "прогрессом", что соответствует психическому облику современного западного человека. Однако, в общей суперэтнической ментальности внимательный взгляд всегда может выделить этнические различия √ ╚острый галльский смысл╩ и ╚сумрачный германский гений╩. Более подробное рассмотрение позволяет выявить субэтнические нюансы ментальности: например, в России XIX века их можно было наблюдать между дворянами, разночинными интеллигентами, старообрядцами, православным духовенством, различавшимися не только своими стереотипами поведения (как субэтносы), но и ментальностью.

2.9. МИРООЩУЩЕНИЕ - подсознательная реакция человека на окружающую его реальность; весь комплекс психических процессов и явлений, вызываемых внешними воздействиями, но не переработанных его сознанием. Не следует путать с мировоззрением - сознательным отношением к окружающему миру. Мироощущение определяется как генетически обусловленными свойствами данного человека (его конституцией, пассионарностью и т.д.), так и влиянием среды. Л.Н.Гумилев на историческом материале показал, что для формирования мироощущения людей исключительно важен этнический состав среды, в которой они живут, причем решающую роль здесь играет характер контактов на суперэтническом уровне.

Мироощущение негативное. В зоне контактов несовместимых суперэтносов с взаимно отрицательной комплиментарностью, с резко различными стереотипами поведения и ментальностью (химерах) у людей может складываться особое мироощущение, выражающееся в негативном отношении к объективным законам бытия и в стремлении к упрощению окружающего мира. При наличии пассионариев среди таких людей складываются целостности соответствующего типа - антисистемы.

Мироощущение позитивное - нормальное мироощущение людей в здоровом этносе, выражающееся в принятии человеком объективных законов жизни и в стремлении к поддержанию (или усложнению) своей этнической системы и окружающей природной среды. В здоровом (не искаженном химерой) этносе отклонения от позитивного мироощущения встречается редко, и не оказывают существенного влияния на развитие системы.

2.10. ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ (восприятие времени). Восприятие человеком текущего времени является частью его мироощущения, порождает определенные ценностные ориентации , влияет на его поведение. На уровне этноса ощущение времени подчиняется закономерностям, вытекающим из общих законов этногенеза. На основе исторического материала Л.Н.Гумилев установил, что в любом этносе всегда преобладает одно из четырех выделенных им ощущений времени. Ощущения времени могут быть описаны в следующих качественных характеристиках:

1) Статическое (или циклическое) ощущение времени характерно для статических этносов (персистентов). При статическом ощущении времени время фактически игнорируется как реальность и воспринимается только в связи с простейшими природными циклами. Это ощущение времени вполне органично для этнического гомеостаза, где отсутствует направленное развитие системы и господствует периодическое повторение жизненных циклов, что выражается также в отсутствии линейного летоисчисления.

2) Пассеизм. Это ощущение времени характерно для молодых этнических систем, находящихся в стадии роста и становления. Каждая прожитая минута воспринимается человеком как приращение к существующему прошлому, к делам его предков и предшественников. Таким образом, прошлое ощущается как реальность, которая, накапливаясь, продвигается вперед. Люди с таким ощущением времени чувствуют себя частицами великой традиции и способны на бескорыстную деятельность ради нее. Преобладает этот тип в фазе подъема, встречаясь затем во всех последующих фазах и выполняя наиболее конструктивную работу. (Примеры: спартанец Леонид в Фермопилах, русские воины на Куликовом поле.)

3) Актуализм √ ощущение времени, при котором за реальность человек признает только настоящее, а за главную жизненную ценность - собственное состояние (удовольствие, славу, успех) в данный момент времени. Является частью эгоистического (хотя и позитивного) мироощущения. Люди такого типа появляются в акматической фазе этногенеза, когда на смену самоотверженным борцам приходят честолюбцы, стремящиеся к личному успеху (Людовик XIV, Иван Грозный). На смену подвижничеству постепенно приходит гедонизм, на смену накопления ценностей - их растрата. В последующих фазах это ощущение времени широко распространено и господствует в финальной фазе этногенеза - обскурации.

4) Футуризм √ ощущение времени, при котором человек считает будущее единственно реальным, прошлое - ушедшим в небытие, а настоящее расценивает как преддверие будущего. При крайних степенях футуризма иллюзией представляется настоящее. Футуризм - часть негативного мироощущения, ощущение времени, господствующее в антисистемах. В них футуризм отражается на содержании идеологии, которая объявляет существующий мир злом, прошлое - "проклятым", а настоящее подлежащим полному исправлению либо иллюзией, от которой надо избавляться. Реализация целей антисистемы (торжество "справедливости", избавление от "зла") всегда отнесена к будущему. Таким образом, идейные установки антисистемы соответствуют психическому складу их адептов. В здоровом этносе футуризм встречается редко и воспринимается окружающими как чудачество.

2.11. ПОЛЕ В ЭТНОЛОГИИ. Гипотеза этнического поля была предложена Л.Н.Гумилевым с целью объяснения феномена единства этнических систем, координированного действия составляющих их элементов. Этносы лишь в некоторых случаях совпадают с едиными организациями, управляемыми централизованно, а определенное единство поведения и реакций на окружающую среду для членов одной этнической системы наблюдается всегда.

Создавая гипотезу этнического поля, Л.Н.Гумилев опирался на более общие представления о биологических полях, сформулированные доктором биологических наук Б.С.Кузиным (5). Это ученый утверждал, что надындивидуальное координированное поведение живых организмов, а также развитие систем, составленных этими организмами регулируется биологическими полями. Причем единство любых групп манифестируется не только через форму организмов, но и через их поведение. Этнические же системы являются частным случаем групп живых организмов, развивающихся естественно и во взаимодействии с окружающей средой.

Серьезным аргументом в пользу гипотезы об этническом поле является феномен комплиментарности, труднообъяснимый с других позиций. Л.Н.Гумилев предположил, что этнические поля, подобно другим видам полей, имеют ритм колебаний. Близость этих ритмов у определенной группы людей порождает у них чувство взаимной близости и противопоставления себя всем прочим. Столкновение с носителями другого ритма вызывает ощущение чуждости, несходства, иногда доходящее до резкой антипатии. Известно, что у людей, находящихся на чужбине, возникает особое психическое состояние - ностальгия. С позиций гипотезы об этническом поле это вполне объяснимо: ностальгия вызывается воздействием на человека среды с чуждым ритмом этнического поля, а также отрывом от своей среды, где имел место резонанс с полями окружающих.

Другим явлением, заставившим Л.Н.Гумилева включить в науку об этносе понятие поля, оказалась пассионарная индукция. Принцип поля проявляется в данном случае весьма четко - пассионарии, служащие источником индукции, побуждают окружающих людей действовать направленно и координированно, причем решающим является момент личного присутствия пассионария - индуктора. По мере удаления от него действие индукции понижается. На основе этих фактов Л.Н.Гумилев предположил, что проявление пассионарной индукции регулируется соответствующим видом биологического поля - пассионарным полем. Тот факт, что пассионарии - индукторы сильнее воздействуют на лиц с одинаковой с ними этнической принадлежности, указывает на то, что в случае с пассионарным полем мы сталкиваемся с иным проявлением все того же этнического поля, осуществляющего свою регулирующую функцию в этносе.

Гипотеза Л.Н.Гумилева о пассионарном и этническом полях, покуда она не подтверждена экспериментально, не может служить столь же эффективным средством исследования этнических процессов, как и теория пассионарности. Но, при этом она не противоречит ни одному из известных фактов и весьма наглядно поясняет суть взглядов Л.Н.Гумилева на этнос и этногенез.

2.12. СИГНАЛЬНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - передача поведенческих навыков потомству путем научения через условный рефлекс подражания. Существует как в животном мире, так и у людей. Явление сигнальной наследственности было впервые описано М.Е.Лобашевым (6), который обратил внимание на то, что у животных потомство, отделенное в раннем возрасте от родителей, не приобретает многих жизненно важных навыков. Затем ученый пронаблюдал и описал процесс заимствования этих навыков от родителей. Л.Н.Гумилев отметил, что тот же процесс имеет место и у человека. Действительно, базовые навыки адаптации в среде ребенок приобретает в раннем возрасте от старшего поколения. Таким образом, сигнальная наследственность есть тот механизм, при помощи которого формируются неповторимые комплексы поведенческих навыков - стереотипа поведения этносов.

2.13. СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ - система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. Стереотип поведения складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде. Эта среда (ландшафтная и этническая) определяет неповторимый облик каждого этноса. Собственный стереотип поведения воспринимается членами этнического коллектива как единственно возможный нормальный стандарт взаимоотношений, образа жизни и действий людей. Если данный коллектив находится в здоровом (не деформированном или переломном) состоянии, принятые нормы поведения совершенно нетягостны для его членов, хотя соседям могут казаться противоестественными или жесткими. Чужие стереотипы поведения на обыденном уровне воспринимаются как чудачества или дикость, вызывают удивления, насмешку или злобу.

Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определенные нормы отношений: а) между коллективом и индивидом, б) индивидов между собой, в) внутриэтнических групп между собой, г) между этносом и внутриэтническими группами. Стереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.

В динамическом этносе стереотип поведения крайне изменчив. В каждой новой фазе этногенеза этнос делается непохожим на самого себя, хотя преемственность традиции сохраняется.

2.14. ЭТНОС - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Исследования Л.Н.Гумилева выявили, что этносы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлекторной сигнальной наследственности. Эти черты неслучайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в ландшафтной и этнической среде и образуют собой стереотип поведения этноса.

 

Глава 3. Три вида стратегий поведения человека в коллективе.

Исходя из вышеприведенного понимания пассионарности, как характеристики поведения и психики, мы можем выделить три вида стратегий поведения, которых придерживаются, в большинстве случаев, люди с каждым из трех главных уровней энергетики - пассионарии (избыток энергии), гармоничные люди энергоуравновешенный тип) и субпассионарии (дефицит энергии). Отметим, что гармоничный и субпассионарный уровни распадаются на высший и низший подуровни каждого уровня, несколько различающиеся по энергетике. Так, гармоничные люди высшего типа проявляют некоторые виды активности, хотя и не могут быть отнесены к пассионариям по структуре своих потребностей и степени активности. Субпассионарии высшего типа способны к минимальной конструктивной адаптации в среде, тогда как субпассионарии низшего типа к ней не способны и могут жить только за счет различных форм социального паразитизма. Рассмотрим эти три вида стратегий поведения последовательно.

2.1. Пассионарные стратегии.

а) "Экспансия".

Данный вид стратегии поведения характерен для пассионариев с преобладанием социальных потребностей. Человек стремится к карьерному росту, увеличению своего влияния, власти, авторитета в коллективе. В пределе - стремится занять место руководителя коллектива или "серого кардинала" при номинальном руководителе. В рамках данной стратегии пассионарий может вести себя либо как карьерист, ориентирующийся на руководство, либо как "глава оппозиции" и "смутьян". Эти роли в зависимости от обстоятельств могут меняться. Общая линия поведения при такой стратегии - переход на следующую ступень после завоевания предыдущей. Возможна стратегия "экспансия" и для пассионариев с идеальными потребностями путем убеждения руководства или членов коллектива в правильности своих взглядов (но не в качестве оппозиционера, а в пределах целей организации в целом).

б) "Трамплин".

Цели и задачи пассионария лежат вне коллектива, однако имеют социальный характер - пассионарий стремится резко перейти на более высокую ступень социальной иерархии. При этом его поведение отличается от описанного для стратегии "экспансия" - он не стремится усилить реальную власть и влияние в коллективе, а озабочен поддержанием высокого формального статуса и "имиджа". При этой стратегии возможен вариант, когда пассионарий становится главой оппозиции или "диссидентом", стремясь при этом, чтобы его деятельность стала широко известна за пределами организации (например, такая линия поведения может иметь своей целью занять выборную должность). Пассионариев с такой линией поведения важно не перепутать с психически больными и неуравновешенными людьми, с которыми, в отличие от пассионариев, общий язык найти невозможно. В целом, в рамках стратегии "трамплин" пассионарии используют коллектив и свою роль в нем в собственных интересах социального плана.

в) "Неучастие".

Цели и задачи пассионария не связаны с фактом его пребывания в коллективе, он выполняет свои обязанности лишь формально. Данная стратегия характерна для пассионариев с преобладанием идеальных потребностей и интровертной психикой. На практике встречается довольно редко.

 

2.2. Гармоничные стратегии.

а) "Стабильный рост".

Такой вариант стратегии поведения характерен для гармоничных людей высшего типа, близкого к пассионариям. Человек стремится повышать свой социальный статус и улучшать материальное положение. Для этого он стремится отличиться перед начальством, делать работу качественно. От пассионарной стратегии "экспансия" отличается тем, что человек не завоевывает следующую ступень социальной иерархии активными действиями, а ждет перехода на нее силой внешних обстоятельств (решения руководства, выслуги лет и т.п.), он стремится не к власти и влиянию, а к материальному процветанию и престижу.

б) "Консервация".

Стратегия человека с типичной энергоуравновешенной конституцией. Человек стремится максимально комфортно чувствовать себя в роли "винтика" организации, не проявляя никаких амбиций, но и не давая ущемлять свои интересы. Для этой стратегии характерно стремление к равновесию со средой по всем параметрам, что выражается и в отношении к работе ("я выполняю свои обязанности - вы мне платите зарплату") и к коллективу ("я никого не трогаю - и меня не трогайте", "я такой же, как все" ).

 

2.3. Субпассионарные стратегии.

а) "Минимальная адаптация".

Как стратегия поведения такой вариант поведения характерен для лиц со слабо выраженной субпассионарностью. При такой стратегии человек совершает минимум усилий, позволяющий ему удержатся на работе. Как правило, такие лица осваивают какой-либо один несложный профессиональный навык. Социально они совершенно пассивны. Это переходный тип от стратегии "консервация".

б) "Паразитизм".

Стратегия поведения типичного субпассионария. Работа только "из-под палки". Организация рассматривается как чуждая среда, позволяющая в той или иной степени ею пользоваться в своих интересах. Поведение крайне неустойчиво. Для этой стратегии типична подсознательная тяга к ослаблению организации, которое может расширить возможности паразитирования. Вследствие этого сторонники такой стратегии поведения охотно поддерживают любую оппозицию руководству организации.

 

Глава 4. Классификация организаций в рамках подхода теории этногенеза. Императивы поведения в организациях.

В рамках подхода к проблемам управления человеческими коллективами, диктуемом положениями теории этногенеза Л.Н.Гумилева целесообразно разбить все организации, рассматриваемые как объекты управления, на две группы. Организации первой группы созданы путем добровольного объединения людей ради какой-либо цели. Данный термин полностью совпадает по своему смыслу с приведенным в главе 2 понятием "консорция". Организации второй группы являются ячейками социальной структуры общества и существуют независимо от воли входящих в эти организации членов. К организациям второй группы относятся все государственные органы и большая часть коммерческих структур.

Организации первой группы (консорции) создаются самопроизвольно на базе взаимной положительной комплиментарности составляющих их членов и благодаря присутствию в своей среде одного или нескольких пассионариев, служащих движущей силой процесса становления организации. Организации второй группы создаются внешним управленческим импульсом и обязательно имеют правовую основу своего существования, определяющую роли членов организации. Эта правовая основа определяется уставом, вышестоящими органами или закреплена законодательством.

Разные истоки появления двух типов организаций диктуют разные императивы поведения в них. Для консорций его можно определить условной фразой "делай все для достижения нашей общей цели", а для организаций второй группы - "соответствуй занимаемой должности".

Разумеется, приведенные императивы поведения почти никогда не существуют в "чистом" виде. Консорции в ряде случаев имеют развитую административную структуру (или функциональную подсистему), для членов которой может быть характерен соответствующий "функциональный" императив поведения.

С другой стороны, организации второй группы всегда имеют определенную цель существования, тесно связанную с их функцией. Цель в данном случае может быть сформулирована как идеальный результат исполнения организацией ее функции. Например, для министерства внутренних дел такая идеальная, и в силу этого практически недостижимая, цель - полное искоренение преступности, для налоговых органов √ стопроцентный сбор налогов, для коммерческой фирмы - получение наивысшей прибыли и т.п.

Для разных организаций цели формулируется с различной степенью четкости, при этом для государственных организаций они всегда задаются сверху законом или указаниями вышестоящих органов.

Задаваемая организации второй группы цель может быть в различной степени психологически значима для ее членов. Это зависит от многих факторов. Важна специфика самой цели (очевидно, что она разная, к примеру, для ФСБ, служб социального обеспечения, банков). Надо принимать во внимание также традиции организации, пассионарность руководства и рядовых членов организации, преобладающий стереотип поведения членов организации.

Единство стереотипа поведения и взаимная комплиментарность членов организации является необходимым условием устойчивого существования консорции (что следует из самого ее определения), а для организаций второй группы - всего лишь желательным условием их деятельности, снижающим уровень конфликтности внутри организации и облегчающим руководство ею.

Как уже отмечалось, большинство коммерческих структур являются организациями второй группы, где цель - максимизация прибыли, а отношения работник - работодатель жестко закреплены законом и трудовыми договорами. Если сказать точнее, владелец или круг владельцев той или иной коммерческой фирмы во имя вышеуказанной цели формирует организацию. Однако, и здесь есть исключения - это, например, знаменитые японские корпорации с пожизненным наймом, где успешно культивируется "семейный" дух и система мотивации поведения, характерная для консорций. Представляется очевидным, что эти особенности связаны, прежде всего, с особым этническим стереотипом поведения японцев.

Интересно применить в исследуемой сфере классификацию императивов поведения, введенную Л.Н.Гумилевым для различных фаз этногенеза: 1) подъем - "будь тем, кем ты должен быть", 2) акматическая фаза - "будь самим собой", 3) инерционная фаза - "будь таким, как я" (т.е. соответствуй стандарту), 4) обскурация - "будь таким как мы" (анархическая установка).

Эти императивы поведения очень четко связаны со стилем руководства организацией, что в свою очередь, диктуется как пассионарностью, так и личными качествами руководителей и уровнем пассионарности подчиненных. Первые два императива характерны для организации с более высоким уровнем пассионарности как в руководящем звене, так и у рядовых членов, последний √ отражает преобладание субпассионариев и бессилие руководства, когда управляемость организации второй группы теряется, а консорция попросту распадается.

В целом, несмотря на встречающуюся внешнюю схожесть организаций первой и второй групп, различия между ними принципиальны. Для судьбы консорции определяющую роль играет пассионарность руководства и взаимная комплиментарность ее членов, т.е. факторы, изучаемые только в рамках теории этногенеза. Для организаций второй группы на первый план выходят факторы сугубо социальные - правовые основы деятельности, приказы вышестоящих инстанций, экономическая ситуация. Но при этом изучаемые теорией этногенеза особенности поведения людей в коллективах играют для организаций второй группы очень важную, а в экстремальных ситуациях решающую роль.

 

Глава 5. Рекомендации по подбору и расстановке кадров в свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева.

Принимая человека на работу на конкретную должность, руководитель должен учитывать тот факт, что люди различаются не только по профессиональным навыкам, квалификации и опыту работы, но и по ряду поведенческих и психических особенностей, влияющих на пригодность того или иного человека к данной должности. Не последнюю роль в этом играет вскрытые Л.Н.Гумилевым доминанты поведения, прежде всего, уровень пассионарности личности.

На данном этапе встают два вопроса:

1. Как оценить уровень пассионарности личности уже на этапе приема на работу?

2. На какие должности подходят люди с различными степенями пассионарности ?

Набор возможных средств, позволяющих оценить пассионарность человека в течение одной или нескольких встреч, невелик. В эти средства входят:

а) Анализ биографии человека под данным углом зрения, как путем изучения анкетных данных, так и путем непосредственного опроса. На основе этого - выяснение мотиваций, толкавших человека на принятие важных решений, определявших этапы его биографии.

б) Тестирование. Комплексной методики тестирования на пассионарность в настоящее время не существует. Определены лишь некоторые подходы, а ее разработка может быть проведена в дальнейшем.

в) Экспертная психологическая оценка. Отвечающий за подбор кадров сотрудник должен, прежде всего, четко выделять неустойчивый субпассионарный тип поведения, а также распознавать симптомы ряда психических заболеваний, проявление которых можно спутать с признаками пассионарного поведения.

Результатом такой комплексной оценки пассионарности должен быть прогноз возможной стратегии дальнейшего поведения человека в коллективе и его соответствия по этому критерию предлагаемой должности.

В целом предпочтительны при приеме на руквоводящие должности лица с пассионарной стратегией "экспансия" и с гармоничной стратегией "стабильный рост", на исполнительские должности - с гармоничными стратегиями "стабильный рост" и "консервация". На некоторые должности, допускающие большую самостоятельность действий, возможно принятие лиц с пассионарной стратегией "трамплин", на некоторые низшие исполнительсткие должности - с пассионарной стратегией "неучастие" и субпассионарной стратегией "минимальная адаптация". Представляется очевидным, что лиц с субпассионарной стратегией "паразитизм" надо стремиться избегать принимать на любые должности.

В целом, большинство руководителей, чаще неосознанно, стремятся иметь коллектив, где руководители среднего звена - люди со стратегией "стабильный рост", а рядовые исполнители - люди со стратегией "консервация". Такие коллективы наиболее управляемы, стабильны в работе и создают руководителю наименьшее число проблем. Однако, если перед коллективом стоят сложные задачи, требующие нетрадиционных решений, могут возникнуть экстремальные ситуации, без приема на работу пассионарных людей не обойтись (даже, если сам руководитель - пассионарная личность, уверенная в своих силах). При этом пассионариев необходимо ставить на должности с большой возможностью принятия решений и свободы действий, но без большого числа подчиненных и влияния на коллектив в целом.

Необходимо предусматривать эффективный механизм контроля пассионарных сотрудников, в рамках которого они несут предельно жесткую ответственность за результат работы, но не отчитываются по мелочам. Пассионарии с признаками стратегии "трамплин" могут быть переведены на особое положение, когда они подчиняются только лично руководителю и отчитываются только перед ним, но при этом созданы сильные рычаги контроля за их деятельностью.

По отношению к сотрудникам с гармоничными стратегиями поведения и с субпассионарной стратегией "минимальная адаптация" необходима принципиально другая политика, основанная на четкой трудовой дисциплине и общепонятной системе поощрений и наказаний.

 

Заключение.

Автор рассматривает настоящую работу как базис для дальнейших исследований в сфере применения теории этногенеза в сфере проблем управления персоналом и социальной психологии. Данное исследование является теоретическим обоснованием необходимости проведения дальнейших исследований в целях развития теории этногенеза, как одного из наиболее перспективных направлений современной научной мысли.

 

Использованная литература.

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

2. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Составитель В.А.Мичурин. Под редакцией Л.Н.Гумилева. // В кн.: Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.:Экопрос, 1993.

3. Мичурин В.А."О подходах к изучению пассионарности". Известия русского географического общества. 1992., Т. 124., вып. 6.

4. Симонов П.В., Ершов П.М. "Темперамент, характер, личность". М. Наука, 1984.

5. Кузин Б.С. Принцип поля в биологии. Рукопись из личного архива автора.

6. Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность // В кн. Исследования по генетике. Л., 1961

Top