Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Этнопсихология деструктивного секстанства

М.И. Коваленко

Опубликована в сборнике научных трудов, посвященных юбилейным Ананьевским чтениям. СПб, 1998.

Статья любезно предоставлено Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".

Изучение этнопсихологических факторов религиозности чрезвычайно актуально. Именно конфессиональное единство консолидирует народы в этнические таксоны, оказывая глубокое влияние на их быт, традиции и мировоззрение.

В России сейчас происходит процесс духовного обновления, появились многочисленные "нетрадиционные религии". Несколько лет назад их появление воспринималось как проявление плюрализма, но теперь стало ясно, что многие новые "религии" - это деструктивные ("тоталитарные секты"), представляющие серьезную опасность для человека и общества.

Идеология деструктивных культов всегда деструктивна: неприятие, отвержение материального мира ради иллюзорных ценностей. Тоталитарные секты отличается осознанием своей исключительности, страстной нетерпимостью к другим религиозным направлениям, самоутверждение путем отрицания всего, находящегося вне принятого круга мыслей и деятельности. Но не неортодоксальность верований придает секте деструктивный характер, а неискренность, лживость, манипулятивность деятельности. Обязательно практикуется обманная вербовка и тотальный контроль сознания.

Тоталитарные секты активно борются с проявлением национальных особенностей. Весь окружающий мир трактуется как сатанинское порождение, от которого следует отказаться. Мунизм, например, выступает против государственных границ. Как правило, у мунистов брачные пары составляются из адептов из разных стран. Миссионерствовать они посылаются в третью страну. Получается, что мунист -это и есть национальность. Став членом тоталитарной секты, человек не может отдавать почести национальному флагу, не имеет право голосовать, а в годы войны - защищать свою Родину. Сектанту внушают, что все кто не состоит в его секте - враги.

Почему возникают деструктивные культы? Согласно учению Л.Н. Гумилева, тесный контакт некомплиментарных суперэтносов приводит к образованию этнических химер, т. е. общностей диэтнизированных индивидов, утративших оригинальные этнические стереотипы поведения и этнические традиции. В недрах этнических химер могут возникать антисистемные идеологии, отрицающие реальный мир, этнические традиции ради абстрактных разрушительных целей.

Питательная почва для антисистем - мегаполисы. Именно там в результате негативных суперэтнических контактов продуцируются этнические маргиналы, противопоставляющие себя любой этнической традиции. Вспомним, насколько нелепы шествия кришнаитов на улицах наших городов. Конечно, не все химеризованные люди входят в антисистемы, а только те, кто обладает негативным мироощущением. Такое мироощущение было характерно для приверженцев гностицизма, манихеев, богумилов, катаров, измаилитов. Для этих антисистем была характерна скрытность действий и такой мощный прием борьбы как ложь. Антисистемы всегда характеризуются футуристической идеологией, ради которой и надо изменить либо мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя.

Можно утверждать, что современные деструктивные культы - это разновидность антисистем. Их деятельность направлена на подавление личности, разрушение семьи, уничтожение национальных культурных традиций. Поэтому государство обязано выработать действенные меры профилактики негативного влияния сектантства.

 

Top